Какими красками пишут иконы: краски, применяемые в иконописи

Верующие часто задаются вопросом: какими красками пишут иконы? Существует целая технология создания священных ликов на холстах и досках. Составы также применяют разные. Икона сама по себе символична, и частью этой символичности становится техника ее создания, истоки которой уходят в древние времена. Особая манера письма появилась столетия назад, благодаря ей удавалось обеспечивать долговечность святых образов.

02f9e354a119f044950d74f0f4e05f4d.jpeg

Аутентичная техника создания икон

Икона должна писаться по особым правилам, для этой цели подходит далеко не каждая краска. Самые первые версии, дошедшие до наших времен, предположительно изготовлены в шестом столетии. Они созданы на основе техники энкаустики при помощи красок, в состав которых входил пчелиный воск.

Умение писать святые образы дано не каждому художнику. Это своего рода религиозное искусство. Особенность восковых окрашивающих составов заключалась в том, что они позволяли делать густые мазки. Уникальную технику часто сравнивают с мозаичной, работой с кубиками смальты. Она обеспечивает импрессионистическую свежесть изображений.

На заметку! Античную методику живописи утратили в период иконоборческих гонений. После возрождения православия к святым ликам начали предъявлять иные требования.

Недостаточно, чтобы икона просто восхищала иллюзорным эффектом жизни. Ее нужно рисовать так, чтобы чувствовалась одухотворенность, присутствие божественной составляющей. С этой задачей прекрасно справляется темпера. Ее называют наследницей античной энкаустики. Она более строгая и аскетичная по сравнению с предшественницей.

Среди ее главных особенностей можно выделить:

  • неторопливую работу художника;
  • наслоение краски;
  • плавное «раскрытие» святого лика.

Икона должна писаться с душой. Работу мастера над ней можно сравнить с аскезой монахов. Он должен строго контролировать, чтобы новый слой наносился исключительно после просыхания предыдущего. За счет этого образ будет раскрываться постепенно.

Важным является наличие у художника духовного взора, проявляющегося на основе в неблекнущих оттенках темперы. Каждому слою отводится своя роль: сначала применяются темные охры, их называют санкирью, после этого имеет место плавное осветление. Наружные слои создавали с применением крупнозернистых пигментов. Световые лучи, проходившие через эти кристаллы, наполняли лик загадочным свечением. У созерцающих образ создавалось впечатление, что свет идет из глубины познавшего божественную суть сердца.

Важно! Перед тем как сесть писать лик, художник молился и постился.

Под его кистью дощатая поверхность пробуждалась в золотистом сиянии. У большинства людей это явление ассоциируется с божественностью, благодатью, сюжетами из Библии, в которых присутствуют Богородица, Господь и ангелы.

f7ee2f7b52d3665921a9b8d2f52557dbd768o1.jpg

Подробнее о красках

Рисовать икону – означает вкладывать в нее частичку души. Обычно для этого используют темперу ПВА, в составе которой присутствует яичная эмульсия. Ее современная версия нередко содержит пигменты искусственного происхождения. Желток в составе – обязательный компонент. Современные краски, применяемые при написании священных образов, отличаются долговечностью, стойкостью к действию солнечных лучей.

Важно! Оттенки на иконах выглядят яркими и насыщенными.

Активно применяются минеральные пигменты натурального происхождения. Их использовали многочисленные поколения мастеров иконописи. Речь идет об охре, минералах и полудрагоценных камнях. Эти компоненты замешивали на желтке.

scale_1200.jfif

Не существует достоверной имитации благородного оттенка натуральной киновари. То же самое можно сказать про чистый и глубокий лазурит. Эффектный золотистый блеск создавался за счет аурипигмента с реальгаром. И, конечно, нужно упомянуть изумрудно-голубой оттенок диоптаза, который выглядит очень нежно.

Натуральные минералы идеально подходят для экспериментов в области иконописи. Из одного и того же материала путем вариации степени его помола можно получать разные по насыщенности оттенки. Они прекрасно подходят для создания более прозрачных и изысканных плавей. Такие красители не блекнут с течением времени, их отличает естественная красота. Многообразие природной палитры дает возможность создавать подлинные шедевры в иконописи.

Создание копий священных образов, возраст которых составляет несколько столетий, – задача не из легких. Оригинал практически невозможно повторить, ведь в древности применяли особые материалы и технику письма.

Иконы на финальном этапе покрывают лаком и олифой, чтобы увеличить их долговечность.

17.08.2024
К другим статьям