История появления первых икон: предания, каноны, значение

Сейчас в каждом храме есть икона; в церквах мы привыкли видеть изображения Спасителя, Богоматери, апостолов и святых, жизнью своей прославивших Христа. Каждая семья, исповедующая православие, также имеет дома образа, перед которыми читаются молитвы. Но далеко не все знают, откуда пошла эта традиция, как и где они начали появляться впервые, какие события этому предшествовали и как Святые Отцы объясняют их появление согласно христианскому вероучению.

Иконостас и алтарь православного храма

Предания о нерукотворном образе

Важно. Слово «икона» (εικονίδιο) имеет древнегреческое происхождение и означает «образ». Из средневековых источников до нас дошла история, повествующая о появлении нерукотворного лика, через который Господь показал свою чудодейственную силу.

На востоке существует предание о чудесном исцелении эдесского царя Авгаря. Когда тот заболел проказой, ему сказали, что в Иудее есть пророк, от прикосновения которого больные выздоравливают, а мертвые воскресают. Царь отправил к нему своего слугу с просьбой о помощи. Господь умылся, вытерся чистым полотенцем, и на ткани стал появляться Его Светлый Образ. Больному передали это полотно; он к нему приложился, и проказа исчезла — царь излечился. Это был первый нерукотворный образ.

В западных текстах говорится о праведной Веронике, которая сняла с головы свой платок, чтобы утереть пот с лица Спасителя, когда тот, идя на Голгофу, изнемогал под тяжестью креста. И на этом платке тоже стал появляться лик Христа. Это нерукотворное изображение называют «плац Вероники».

Современные христиане веруют в небесное происхождение образа Спасителя на плащанице, хранимой в итальянском городе Турине. Там на льняном полотнище можно видеть отпечаток тела и лица человека со следами бичевания и распятия.

Несмотря на споры вокруг того, как, когда и откуда могла взяться плащаница, большинство ученых склоняется к мнению о том, что эта ткань могла появиться в первый год нашей эры, и потому вполне могла служить погребальным саваном Иисуса Христа.

Важно. Предание о чудесном исцелении царя Авгаря известно с IV столетия, а документальное изложение этого факта появилось позже (VI). Церковное предание гласит, что первая икона создана евангелистом Лукой; источники сообщают, что его кисти принадлежат ранние изображения Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла.

Фрагмент Туринской плащаницы на радиоуглеродном анализе

Иисус Христос как «видимый образ невидимого Бога»

Апостол Павел говорит, что Иисус Христос сам является «эйконом», то есть плотским изображением Бога, которого никто никогда не видел и не может видеть. Икона почитается как видимый образ невидимого Бога (Иоанн Дамаскин). Теперь мы знаем, откуда могла взяться эта традиция и зачем она нужна.

Появляться же рукотворные образа стали еще во времена гонений христиан, которые совершали свои богослужения тайно, в катакомбах. На стенах этих святилищ (IV век) обнаружен первый лик Иисуса Христа. В этот период зарождаются и складываются элементы христианского символизма, главным из которых становится икона.

Немного истории

В период правления византийского императора Константина, принявшего святое крещение, проводятся Вселенские соборы, на которых устанавливаются основы христианского вероучения:

  1. Основные догматы о сущности Иисуса Христа, как второй ипостаси Пресвятой Троицы, образовываются в VI столетии.
  2. И вместе с ними стали появляться каноны, по которым впредь будут создаваться образы Спасителя, Божией Матери и святых православной церкви.
  3. Столпы учения закладываются в борьбе с ересями, укрепляются в ответ на их вызовы. В это время создается иконка, писанная на доске.

Такие образа выставляются в храмах не для украшения или обрамления пространства, в котором ведутся богослужения, но служат своего рода манифестами, знаменами веры.

Вот почему мы поклоняемся и почитаем их и в церквах, и в домах.

Справка. Синайской коллекцией называют собрание старинных образов, сохранившихся в монастыре Святой Екатерины, расположенном в фаюмском оазисе (Египет). В XIX столетии там нашли древнейший список Евангелия и несколько энкаустических икон (VI век).

Откуда можно видеть, какими были первые образы, как они стали появляться; по ним можем судить о технике исполнения и первичном христианском символизме.

Икона из Синайской коллекции

Преобразование искусства в форму выражения христианской идеи

Ранние образцы, дошедшие до наших дней с V, VI, VII столетий, внешне напоминают фаюмский портрет. Так в поздней античности называли изображение умершего человека, выполненное на дощечках восковыми красками.

Однако между ними и погребальными портретами имеются существенные отличия не художественного, но религиозного толка:

  1. Античные маски, которые мы находим на саркофагах и мумиях, служат напоминанием о личности усопшего.
  2. Тогда как образа свидетельствуют о победе Живого Бога над смертью, о торжестве воскресения.
  3. Последователи Иисуса Христа не умирают, но переходят в жизнь вечную; и хотя мы не видим их телесным зрением; но, смотрим на их лики в церкви, откуда узнаем, что они живы и находятся рядом с нами; об этом и свидетельствует икона.

Вот почему в монотеизме искусство преобразуется силой веры и создает формы, в которых выражается христианское мировоззрение. В этом причина, по которой православные поклоняются образам.

Справка. Догмат иконопочитания принят Седьмым Вселенским Собором в 787 году. Богословское учение, сформированное к тому времени, утвердило религиозное значение этого феномена ортодоксальной веры.

Нерукотворный Спас

Каноны и технические приемы

Древние образцы иконописи датируются VI столетием. Авторами этих работ выступали греческие мастера. Они писали красками на восковой основе. Такая техника называется энкаустикой. Она характеризуется золотистым фоном и венцами, похожими на нимбы, которые мы видим на изображениях святых. (В этой манере написана икона «Христос Пантократор» (VI век).

Лик пишется на липовых досках минеральными или органическими пигментами, растертыми с яичным желтком.

Средневековое письмо отличается такими признаками, как:

  • двухмерность, плоскостность;
  • обратная перспектива;
  • золотистый фон;
  • локальные цвета.

Каноны ставили перед художником задачу выразить через образ боговдохновенность личности, пренебрегая ради этого конкретизацией внешнего облика. Запечатленная на нем персона принадлежит иному пространству, находится вне времени. Лик святого обращен к молящимся. Вот откуда, по мнению исследователей, начали возникать признаки трансформации языческой традиции в сторону монотеистического метафоризма.

В таком виде традиция развивалась в церквах восточного христианства, откуда она пришла на нашу землю и в наши храмы, где образа выражают религиозную идею и служат средством общения с Богом.

Символизм цвета

Цветовая гамма, применяемая в иконописи, имела тогда и имеет сейчас особое значение:

  1. Основным цветом выступает золотой, символизирующий святость, вечность, благодать и великолепие Божьего Царствия.
  2. Белый означает чистоту и сияние Божественной славы. Вот почему в белых одеждах надо писать образы святых и праведников.
  3. Богоматерь облачают в синие покрывала, так как она объединяет земное и небесное; вот почему ее образ свидетельствует о беспредельности пространства, утверждает вечность Божьего мира и мудрость Божьего устроения.
  4. Красный означает жертвенность. По багровым одеяниям узнают мучеников.

Вместе с тем этот цвет показывает победу жизни над смертью, откуда утверждается торжество Воскресения. Алым небесным огнем сверкают крылья архангелов-серафимов.

Знаменитые русские мастера

На Руси первые иконы появились в конце VIII столетия, вместе с ними из Византии могли приходить сложившиеся технические приемы и художественные принципы.

Позднее монахи Киево-Печерского монастыря стали перенимать у греческих мастеров тайны этого искусства. Так было положено начало отечественной школе. Первый среди них — преподобный Алипий. Родоначальник отечественной иконописи, он принимал участие в росписи мозаики Успенского Собора и передал в дар Ростовскому Успенскому Собору написанный им собственноручно образ Богоматери.

Расцвет мастерства в России начал происходить в XIV–XV столетиях.

В это время творили:

  • Андрей Рублев;
  • Савва, Феофан Грек;
  • Дионисий, Александр;
  • Даниил Черный;
  • Митрополит Московский.

Эти имена прославили отечественную школу иконописи. На весь мир известен непревзойденный шедевр Андрея Рублева — «Троица» (XI век). Лучший первый мастер изобразил момент явления Трех Ангелов праведному Аврааму. Даже один этот образ поражает глубиной проникновения и тонкостью передачи благодатного настроения.

Особым почтением в России пользуются Владимирская, Казанская иконы Божией Матери, Знамение Пресвятой Богородицы, Смоленская, Феодоровско-Костромская, Донская, Неупиваемая чаша и многие другие.

 

 


 

 

 

 

20.09.2024
К другим статьям